Урок 2. Баланс — продолжение. Отчет о прибылях и убытках.

лиса

— А я вовсе и не заяц и не заяц!

Лиса из м/ф «Жихарка»

— Маленькая прибыль? — Большие деньги!

Я

В предыдущем уроке мы открыли магазин, и теперь он начинает свою деятельность. Будем записывать результаты работы магазина за следующий месяц (за Январь 2013 года) в балансе и одновременно составим отчет о прибылях и убытках на 31.01.2013. Но самое главное, вы увидите, что то, что мы называем «прибылью» в отчете о прибылях (читай, показываем налоговым органам) совсем не доход и наш реальный доход гораздо больше!!!


    

Действие 5.

   Прошел первый месяц работы и магазин реализовал продукцию на 500 тыс.р. Допустим, мы установили торговую наценку 50%, и тогда наша выручка составляет 500 * 1,5 = 750 тыс.р. Составим отчет о прибылях и убытках (ОПиУ справа) и посчитаем прибыль от продаж, она равна 750 — 500 = 250 тыс.р.

   Что в это время происходит с балансом компании?

  Во-первых, если мы товар продали, то мы должны уменьшить запасы на 500 тыс.р.

  Во-вторых, если мы получили выручку, т.е. деньги, то мы должны увеличить денежные средства на 750 тыс.р.

   Получается, что наши активы увеличились на 250 тыс.р., а значит, нам нужно отразить в источниках средств заработанную прибыль. В пассивах появляется новая строка – прибыль отчетного периода 250 тыс.р.

   И здесь мы можем написать главное правило, связывающее баланс с отчетом о прибылях и убытках:

 Прибыль отчетного периода в пассиве = Чистая прибыль отчетного периода в ОПиУ

 

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Чистая прибыль 250

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 3 000 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 250
Денежные средства 800 Долгосрочный кредит 2 000
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 500
Итого Активы 5 250 Итого Пассивы 5 250

   

   Снова хочу обратить ваше внимание, что все статьи, указанные в пассивах это не есть средства у вас на руках, ваши средства – это то, что отражено в активе, в пассиве указаны лишь источники, из которых вы финансировали приобретенные средства.



   Действие 6.

 За прошедший месяц (в примере это январь 2013) мы не только получили выручку в виде денег, но и произвели ряд затрат. Так, мы с вами платим арендную плату, проценты и долг по кредиту, выплачиваем зарплату работникам, а еще должны списывать расходы на ремонт и амортизацию. Все эти затраты

  1. связаны с непосредственной деятельностью магазина
  2. произошли за отчетный месяц январь 2013 г.

   Следовательно, мы все их отражаем в ОПиУ за отчетный период.

   Первым делом спишем в ОПиУ расходы на аренду. Если вы вернетесь в  1й урок действие 2, то вспомните, что мы заплатили 50 т.р. за аренду 15 декабря 2012 г. и отразили этот расход в строке «предоплата поставщикам». Следовательно, 14 января 2013 г. закончился первый месяц аренды, а 15 января 2013 г. начался второй месяц аренды. Значит, за январь мы должны отразить уже выплаченные расходы на аренду в коммерческих расходах и списать их в активах. В пассивах соответственно снизится прибыль отчетного периода на 50 т.р.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 50
Чистая прибыль 200

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 3 000 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 200
Денежные средства 800 Долгосрочный кредит 2 000
Предоплата поставщикам 0
Расходы будущих периодов 500
Итого Активы 5 200 Итого Пассивы 5 200

 

  Действие 7.

   Отразим оплату за аренду за следующий месяц (с 15 января 2013 по 14 февраля 2013) по аналогии с 1м уроком действие 2. Не забываем списывать денежные средства :). Ни в пассивах, ни в ОПиУ ничего не происходит в этом действии.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 50
Чистая прибыль 200

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 3 000 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 200
Денежные средства 750 Долгосрочный кредит 2 000
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 500
Итого Активы 5 200 Итого Пассивы 5 200

 



   Действие 8.

  В действии 2 урока 1 мы с вами условились, что расходы на ремонт будем списывать постепенно в течение года. Прошел первый месяц и нам необходимо списать 1/12 от расходов в ОПиУ или 42 т.р. ежемесячно, они так же пойдут в раздел коммерческие расходы и снова снизят прибыль отчетного периода.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 92
Чистая прибыль 158

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 3 000 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 158
Денежные средства 750 Долгосрочный кредит 2 000
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 5 158 Итого Пассивы 5 158


   Действие 9.

   Теперь нам необходимо списать амортизацию нашего оборудования. Предположим, что срок полезного использования оборудования составляет 5 лет, а значит, ежемесячно мы должны списывать по 50 тыс.р. Амортизация у торгового предприятия списывается в коммерческие расходы. Амортизация уменьшит стоимость основного средства в активе и прибыль отчетного периода в пассиве.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 142
Чистая прибыль 108

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 2 950 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 108
Денежные средства 750 Долгосрочный кредит 2 000
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 5 108 Итого Пассивы 5 108

 

  А прибыль все тает и тает, как же печально…. А деньги? Пока – не сильно, это радует, не правда ли? 🙂


  Действие 10.

    Наступила очередь кредита, вот тут придется потратить наши заработанные денежки. Итак, кредит 2 000 тыс.р. на срок 36 месяцев по ставке 18% годовых (дороговатый, а что поделаешь, для start-up иначе никак). Платежи по основному долгу осуществляются ежемесячно равными долями, проценты начисляются на остаток задолженности, значит, делим 2 000 / 36 = 56 тыс.р. (везде округляем до тысяч) – столько мы должны погашать по кредиту ежемесячно. Проценты за первый месяц составят 2 000 * (0,18 / 12) = 30 тыс.р.

   В балансе мы уменьшаем кредит на 56 тыс.р. и денежные средства на эту же сумму. В ОПиУ добавляется расход – проценты уплаченные в сумме 30 тыс.р., которые мы выплачиваем из денежных средств и которые снова уменьшают прибыль. Всего денежные средства уменьшаются на 86 тыс.р.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 142
Проценты по кредиту 30
Чистая прибыль 78

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 2 950 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 78
Денежные средства 664 Долгосрочный кредит 1 944
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 5 022 Итого Пассивы 5 022


   Действие 11.

   В этом действии мы выплатим зарплату нашим сотрудникам и налоги, связанные с ней. Допустим, зарплата 2х сотрудников вместе с подоходным налогом (он равен 13%) составляет 23 тыс.р. – отражаем ее в коммерческих расходах. Еще нам необходимо отчислить на единый социальный налог 30% как малому предприятию, т.е. около 7 тыс.р. На все это снова затрачиваем денежные средства.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 165
Проценты по кредиту 30
Налоги 7
Чистая прибыль 48

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 2 950 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 48
Денежные средства 634 Долгосрочный кредит 1 944
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 4 992 Итого Пассивы 4 992


 Действие 12.

   Заплатим налоги. Наше предприятие маленькое, поэтому, будем к нему применять упрощенную систему налогообложения (УСН). УСН составляет 15% от прибыли до налога, но минимум 1% от выручки. Обращаю ваше внимание, что мы нигде не говорим о таком налоге как НДС, потому что расчеты по этому налогу достаточно сложны и для понимания сути баланса нет необходимости перегружать пример этими расчетами.

  Итак, 1% от выручки составляет около 8 тыс.р., а 15% от прибыли в 48 тыс.р. составляет около 7 тыс.р., значит, мы обязаны заплатить 8 тыс.р. из имеющихся денежных средств.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 165
Проценты по кредиту 30
Налоги 15
Чистая прибыль 40

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 2 950 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 40
Денежные средства 626 Долгосрочный кредит 1 944
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 4 984 Итого Пассивы 4 984


   Действие 13.

   Давайте снова пополним запасы до первоначального уровня (1,4 млн.р.). По правде говоря, запасы закупаются не 1 раз в месяц, а по мере надобности, так же как и поступление выручки не происходит 1 раз в конце месяца, мы так представили просто для лучшей наглядности.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 165
Проценты по кредиту 30
Налоги 15
Чистая прибыль 40

 

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 2 950 Уставный капитал 3 000
Запасы 1 400 Прибыль отчетного периода 40
Денежные средства 126 Долгосрочный кредит 1 944
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 4 984 Итого Пассивы 4 984

 

А теперь самое интересное – ВЫВОДЫ!

  Обратите внимание, что, несмотря на нашу маленькую прибыль всего в 40 тыс.р., количество денежных средств за месяц увеличилось на 76 тыс.р.! Т.е. мы увеличили объем денежных средств в 2,5 раза по сравнению с началом месяца!!! Это означает, что на самом деле мы заработали больше, чем показали в ОПиУ, по которому мы заплатили налог в 7,5 тыс.р. вместо 11 тыс.р. (на сумму 76 тыс.р.)!

  Как так получилось? Это магия чисел, произведенная магической амортизацией, о которой мы поговорим подробнее в следующих уроках!

 

Добавить комментарий