Урок 6. Анализ деловой активности и эффективности. EBITDA.

 

землекопы-Траншею должны выкопать полтора землекопа!

м/ф «В стране невыученных уроков»

 

   В предыдущем уроке мы оценивали структуру ресурсов и их источников без привязки к финансовым результатам для того, чтобы определить, насколько компания финансово устойчива в долгосрочной и краткосрочной перспективе. В этом уроке мы будем учиться оценивать, насколько эффективно компания управляет своей операционной деятельностью (анализ деловой активности) и насколько эффективны результаты ее работы в целом (анализ эффективности или рентабельности).


 

   Третья группа. Коэффициенты деловой активности.

 

    В результате анализа деловой активности мы должны обрести понимание того, насколько эффективно компания управляет своей операционной деятельностью, а именно — насколько эффективно организация управляет своими запасами, насколько быстро или медленно с ней рассчитываются клиенты и как быстро сама компания рассчитывается со своими поставщиками.

    Давайте подробно рассмотрим каждый из коэффициентов.

  1. Оборачиваемость товаров и готовой продукции.

    Подсчет и применение этого коэффициента очень полезны не только для внешних кредиторов компании, но и для управляющих менеджеров самой компании, т.к. он дает представление о том, насколько эффективно происходит управление складскими запасами. Например, можно оценить, есть ли затоваривание, является ли товар быстро или медленно реализуемым, какие товары являются самыми быстро реализуемыми и т.д. Давайте подумаем, почему это важно? Посмотрите урок 2 действие 13.

   Приобретение товара приводит к уменьшению денежных средств. А если еще при этом на приобретение товара использовались кредиты, то ваша компания будет платить проценты банку, что будет дополнительно уменьшать суммарный денежный поток.

   Давайте посчитаем для нашего магазина, за какой период времени мы сможем реализовать весь остаток товара. Вспомните из урока 2, что за месяц (31 день) мы реализовали товар, себестоимость которого составляла 500 т.р., а затем пополнили до первоначального уровня в 1 400 т.р. Значит, если мы будем продавать товар по той же цене и в том же количестве, то нам его хватит на 87 дней. Вот мы и вычислили оборачиваемость всего товарного остатка.

   Запишем формулу в общем виде:

Кобз = (Остаток товара на отчетную дату / Себестоимость в месяц) * Количество дней в месяце,

коэффициент будет выражаться в количестве дней.

 

Или

 

Кобз = (Остаток товара на отчетную дату / Себестоимость в год) * 12 месяцев,

в этом случае коэффициент будет выражаться в количестве месяцев.

 

   Критически мыслящие читатели могут возмутиться: «Вычислять оборачиваемость товаров все равно, что считать среднюю температуру по больнице!» И они, безусловно, правы, в реальности одни товары продаются быстрее, другие медленнее, считать какую-ту среднюю оборачиваемость кажется бессмысленным занятием. Однако, не стоит воспринимать этот коэффициент буквально, он лишь служит неком маячком, который может своевременно дать знать, что с запасами не все в порядке и следует обратить пристальное внимание на управление ими!

 

  1. Оборачиваемость задолженности покупателей (дебиторской задолженности).

 

   Как уже говорилось ранее, в оценке деловой активности также принимает участие коэффициент, который показывает, насколько быстро или медленно клиенты рассчитываются с компанией.

  В нашем примере магазин занимается розничной торговлей, а покупатели рассчитываются за покупку немедленно, поэтому для нашего магазина мы не будем рассчитывать этот параметр.

   Коэффициент оборачиваемости задолженности покупателей имеет смысл в том случае, если компания предоставляет отсрочку своим покупателям, например, если это оптовая торговля, а не розничная, и она дает товар под реализацию розничной.

   Уместным будет рассмотреть здесь пример. Давайте представим, что мы имели возможность купить уникальный товар в относительно больших объемах, в целях ускорения реализации, мы продали часть товара другому магазину с отсрочкой в 14 дней. При этом, мы продаем его с той же торговой наценкой в 50%. Допустим из 500 т.р. себестоимости, 100 т.р. приходилось на товар, проданный с отсрочкой. Покупатель забирает у нас этот товар, значит, мы его списываем из строки запасы и у нас возникает задолженность покупателей (дебиторская задолженность), которую мы выносим в отдельную строку. В результате баланс из действия 12 урока 2 будет выглядеть следующим образом:

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 2 950 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 40
Денежные средства 626-150=476 Долгосрочный кредит 1 944
Задолженность покупателей 150
Предоплата поставщикам 50
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 4 984 Итого Пассивы 4 984

 

    В ОПиУ на 31 января, 2013 (см. урок 2 действие 12) ничего не меняется, просто выручка и себестоимость будут сформированы из двух категорий продаж – оптовой и розничной.

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 165
Проценты по кредиту 30
Налоги 15
Чистая прибыль 40

 

   Как видите, денежные средства мы недополучили в сумме 150 т.р. И здесь мы с вами приобрели еще одно ценное знание о том, что возникновение / увеличение дебиторской задолженности приводит к уменьшению (оттоку) денежных средств. Давайте попробуем оценить, насколько эффективна была операция с отсрочкой.

   Итак, выручка нашего магазина за месяц составляет 750 т.р., при этом, 600 т.р. получены в виде денежных средств и 150 т.р. нам должен покупатель. Давайте посчитаем, за какое количество дней мы могли бы получить выручку от продажи товаров в размере суммы задолженности покупателей (150 т.р.). Получается, что 150 т.р. мы могли бы получить примерно за следующие 6 дней, т.е. сумма рассрочки эквивалентна 6-дневной выручке. Помните, что мы предоставили рассрочку на 14 дней, получаем разрыв примерно в 1 неделю, т.е. мы могли бы получить денежные средства быстрее. Поэтому нам стоит задуматься над эффективностью проделанной операции с рассрочкой. Эффективней было бы, например, предоставить рассрочку на меньшее количество дней или не покупать уникальный товар, а продавать в розницу более «ходовой» товар.

   Теперь мы можем записать с вами формулу:

Кобдз = (Дебиторская задолженность на отчетную дату / Выручка в месяц) * Количество дней в месяце,

коэффициент будет выражаться в количестве дней.

 

Или

 

Кобдз = (Дебиторская задолженность на отчетную дату / Выручка в год) * 12 месяцев,

в этом случае коэффициент будет выражаться в количестве месяцев.

 

  Еще раз подчеркну, что коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности не есть реальная отсрочка. Это коэффициент, который показывает, за какое количество дней / месяцев компания получила бы выручку в сумме задолженности покупателей. В идеале срок, на который предоставлена отсрочка, не должен превышать оборачиваемость дебиторской задолженности, тогда это будет означать, что вы эффективно разместили свои ресурсы. Кроме того, следует обращать внимание на динамику оборачиваемости, и если происходит ее увеличение, то это, как правило, является негативным моментом, т.к. ваши денежные средства возвращаются к вам медленнее, чем могли бы.

  1. Оборачиваемость задолженности поставщикам (кредиторской задолженности).

 

  Теперь представим обратную ситуацию, что не мы даем отсрочку, а нам поставщик предоставил рассрочку платежа, тогда у нас с вами возникает кредиторская задолженность. Вспомните, в 1 уроке, когда мы покупали товар, мы полностью за него рассчитались денежными средствами. Давайте предположим, что поставщик нам дал отсрочку в 14 дней в сумме 100 т.р. Тогда у нас возникнет задолженность поставщикам, и в то же самое время количество денежных средств становится больше на 100 т.р. баланс из действия 12 будет выглядеть следующим образом:

Актив Сумма, тыс.р. Пассив Сумма тыс.р.
Основные средства 2 950 Уставный капитал 3 000
Запасы 900 Прибыль отчетного периода 40
Денежные средства 626+100=726 Долгосрочный кредит 1 944
Предоплата поставщикам 50 Задолженность поставщикам 100
Расходы будущих периодов 458
Итого Активы 5 084 Итого Пассивы 5 084

 

В отчете о прибылях и убытках все останется по-прежнему:

 

ОПиУ Сумма тыс.р.
Выручка 750
Себестоимость 500
Коммерческие расходы 165
Проценты по кредиту 30
Налоги 15
Чистая прибыль 40

 

И снова мы с вами приобрели очень ценное знание о том, что возникновение / увеличение кредиторской задолженности приводит к увеличению (притоку) денежных средств.

  Кстати, можно было бы и кредит тогда взять на 100 т.р. меньше, если бы мы договорились об отсрочке.

   Давайте посчитаем, за какое количество дней мы могли бы реализовать товар, взятый в рассрочку. За месяц мы реализовали товар, себестоимость которого составила 500 т.р., значит, продукцию, взятую в рассрочку, мы реализовали бы за 6 дней. А поставщик дал нам 2 недели, и в этом случае мы весьма эффективно провели переговоры с нашим поставщиком :).

Запишем формулу:

 

Кобкз = (Кредиторская задолженность на отчетную дату / Себестоимость в месяц) * Количество дней в месяце,

коэффициент будет выражаться в количестве дней.

 

Или

 

Кобкз = (Кредиторская задолженность на отчетную дату / Себестоимость в год) * 12 месяцев,

в этом случае коэффициент будет выражаться в количестве месяцев.

 

  Еще разок зафиксируем, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности не есть количество дней отсрочки, предоставленной поставщиком. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, за какое количество дней мы могли бы реализовать товар, взятый в рассрочку у поставщика.

    Кстати, кредиторская и дебиторская задолженность еще называется товарным кредитом.

  Четвертая группа. Коэффициенты эффективности или рентабельности.

 

   По правде говоря, с одним из коэффициентов этой группы мы уже имели дело, когда говорили о структуре ОПиУ в уроке 4. Мы вычисляли отношение чистой прибыли к выручке в процентном отношении, которое называется рентабельностью или маржей чистой прибыли.

Формула будет выглядеть следующим образом:

Рент.ч.п. = (Чистая прибыль / Выручка) * 100%

 

  Так же часто применяют для оценки эффективности 2 коэффициента – рентабельность валовой прибыли и рентабельность EBITDA:

Рент.в.п. = (Валовая прибыль / Выручка) * 100%

 

Рент. EBITDA = (EBITDA / Выручка) * 100%

 

   Валовая прибыль — это разница между выручкой и себестоимостью. Еще ее называют гросс прибылью или брутто прибылью (англ. — gross profit).

  Для нашего магазина валовая прибыль = 750 – 500 = 150 т.р., ее рентабельность составляет 20%.

  EBITDA – (англ. Earnings before Interest, Taxation, Depreciation and Amortization) прибыль до выплаты процентов, налогов и начисления амортизации.

   Иногда EBITDA определяют как операционную прибыль компании, хоть это и не совсем корректно в части рассчетов, однако это название очень близко к сути этого показателя. EBITDA, действительно, предназначена для того, чтобы оценить финансовый результат от операционной деятельности, вне зависимости от того, в каком объеме компания пользуется внешним финансированием, в каком состоянии находятся ее основные средства, какой метод начисления амортизации используется, какую систему налогообложения она применяет и пользуется ли налоговыми послаблениями. А следовательно, расчет этого показателя позволяет сравнивать компании между собой безотносительно перечисленных факторов.

   Расчет EBITDA наиболее активно используется в международной финансовой практике, например, в западных банках при рассмотрении вопросов финансирования, при размещении на открытом рынке облигаций и еврооблигаций, при оценке компаний перед IPO и т.д. Этот показатель так интересен инвесторам, потому что он, в первую очередь, позволяет оценивать эффективность отдельно взятой компании и сравнивать компании между собой.

   Про EBITDA и ее применение мы будем еще говорить в отдельной главе, т.к. для этого потребуется еще некоторое количество знаний.

   Давайте, посчитаем этот показатель для нашего примера:

  EBITDA = Чистая прибыль + Налоги + Проценты + Амортизация = 40 + 15 + 30+ 50 = 135 т.р.

Маржа EBITDA равна 18%.

  Как видите, по итогам анализа, мы создали хорошую компанию, задача управляющего – чтобы она и оставалась такой.  🙂

Урок 6. Анализ деловой активности и эффективности. EBITDA.: Один комментарий

Добавить комментарий