— Не хочу! В школе учат, учат и еще тут, в интернете, навалились!
Вовка и Я
Наверняка вам уже хочется сказать: «Ну какой еще анализ? И так целых три урока подряд делали отчеты! И так уже научились и активы отличать от пассивов, и прибыль считать, и денежный поток строить. Ну что еще можно анализировать?»
Давайте вернемся к цели наших уроков, мы ведь не просто хотим научиться отличать активы от пассивов, мы же ведь хотим научиться понимать, достаточно ли хороша компания и если нет, то почему, и что можно улучшить в ней, эффективна ли она на фоне аналогичных компаний в отрасли?
В этом уроке мы сделаем первые шаги к анализу, которые станут следующими кирпичиками в достижении финансовой грамотности. Кстати, то, что мы с вами проделаем, делают в банке, когда рассматривают возможность кредитования той или иной компании. Надеюсь, вы убедились, что не стоит останавливаться на достигнутом, и значит, мы продолжаем урок. 🙂
Давайте, посмотрим, еще разок на всю ту информацию, которую мы записали за 1 месяц работы нашего магазинчика.
Итак, запишем баланс на 2 даты и представим его в несколько другом виде:
31.01.2013 | 31.12.2012 | |
Актив | Сумма, тыс.р. | Сумма, тыс.р. |
Основные средства | 2 950 | 3 000 |
Запасы | 1 400 | 1 400 |
Денежные средства | 126 | 50 |
Предоплата поставщикам | 50 | 50 |
Расходы будущих периодов | 458 | 500 |
Итого Активы | 4 984 | 5 000 |
31.01.2013 | 31.12.2012 | |
Пассив | Сумма тыс.р. | Сумма тыс.р. |
Уставный капитал | 3 000 | 3 000 |
Прибыль отчетного периода | 40 | 0 |
Долгосрочный кредит | 1 272 | 1 328 |
Краткосрочная часть кредита | 672 | 672 |
Итого Пассивы | 4 984 | 5 000 |
Обратите внимание, что мы разделили в балансе кредит на 2 части, первая – та, которая будет выплачена в течение года, и вторая – та, которая будет выплачиваться после 1 года. Если в месяц мы выплачиваем по 56 тыс.р. кредита, то за ближайший год мы должны выплатить 672 тыс.р., все остальное мы оставляем в долгосрочной части.
Приведем здесь же ОПиУ (на конец декабря магазин еще не работал, поэтому его ОПиУ был нулевой):
31.01.2013 | 31.12.2012 | |
ОПиУ | Сумма тыс.р. | Сумма тыс.р. |
Выручка | 750 | 0 |
Себестоимость | 500 | 0 |
Коммерческие расходы | 165 | |
Проценты по кредиту | 30 | |
Налоги | 15 | |
Чистая прибыль | 40 | 0 |
Вы не поверите, но то, что мы с вами сделали – это уже первый шаг к анализу, потому что здесь мы можем видеть динамику активов и пассивов по итогам 2х месяцев, к слову, анализ динамики того или иного актива или пассива называется горизонтальным анализом.
Дальше мы сделаем то, что называется вертикальным анализом, а именно, посчитаем каждую статью в процентном отношении к итоговой величине активов, которая называется еще валютой баланса. Этот подсчет поможет нам понять структуру ресурсов и их источников. Так же сразу разобьем активы на оборотные (те, которые приносят доход 1 и более раз в год) и внеобротные (оставшиеся), а пассивы – на собственные средства (капитал) и долгосрочные (сроком более 1 года) и краткосрочные обязательства. Заметьте, уставный капитал и прибыль, которые называются собственными средствами компании, так же считаются долгосрочными источниками средств.
31.01.2013 | 31.12.2012 | |||
Актив | Сумма, тыс.р. | Доля | Сумма, тыс.р. | Доля |
Основные средства | 2 950 | 59% | 3 000 | 60% |
Внеоборотные активы | 2 950 | 59% | 3 000 | 60% |
Запасы | 1 400 | 28% | 1 400 | 28% |
Денежные средства | 126 | 3% | 50 | 1% |
Предоплата поставщикам | 50 | 1% | 50 | 1% |
Расходы будущих периодов | 458 | 9% | 500 | 10% |
Оборотные активы | 2 034 | 41% | 2 000 | 40% |
Итого Активы | 4 984 | 100% | 5 000 | 100% |
31.01.2013 | 31.12.2012 | |||
Пассив | Сумма тыс.р. | Доля | Сумма тыс.р. | Доля |
Уставный капитал | 3 000 | 60% | 3 000 | 60% |
Прибыль отчетного периода | 40 | 1% | 0 | 0% |
Капитал | 3 040 | 61% | 3 000 | 60% |
Долгосрочный кредит | 1 272 | 26% | 1 328 | 27% |
Долгосрочные обязательства | 1 272 | 26% | 1 328 | 27% |
Краткосрочная часть кредита | 672 | 13% | 672 | 13% |
Краткосрочные обязательства | 672 | 13% | 672 | 13% |
Итого Пассивы | 4 984 | 100% | 5 000 | 100% |
По аналогии проделаем то же самое с отчетом о прибылях и убытках, только считать будем все статьи по отношению к выручке.
31.01.2013 | ||
ОПиУ | Сумма тыс.р. | Доля в выручке, % |
Выручка | 750 | 100% |
Себестоимость | 500 | 67% |
Коммерческие расходы | 165 | 22% |
Проценты по кредиту | 30 | 4% |
Налоги | 15 | 2% |
Чистая прибыль | 40 | 5% |
Давайте сделаем первые аналитические выводы, какие-то из них, наверняка, вам покажутся очевидными, но, тем не менее, они важны и мы поговорим, почему.
1. Оценим структуру активов по состоянию на 31.01.2013.
Основные средства являются основным активом компании, на их долю приходится 59% всех средств. Вторым по величие ресурсом являются товарные запасы, составляющие 28% всех активов.
Для большинства торговых компаний присуща иная структура активов, а именно – преобладание текущих (оборотных) активов при малой доле основных средств. Такая структура активов как у нашего магазина больше характерна для производственных компаний (когда основные средства составляют 50% и более от всех активов). Наличие «твердых активов» всегда хорошо оценивается банками и инвесторами. Считается, что наличие относительно больших объемов основных средств гарантирует некую фундаментальность компании, иными словами, такая компания не исчезнет в один момент в случае финансовых трудностей. Кроме того, от продажи оборудования, машин и зданий можно извлечь денежные средства, а так же их можно взять в качестве залога по кредиту.
Относительно большой объем запасов тоже является позитивным моментом, т.к. из их продажи можно извлечь денежные средства, причем зачастую быстрее, чем из продажи оборудования. Иначе говоря, товар является более ликвидным активом, чем оборудование.
2. Оценим структуру пассивов по состоянию на 31.01.2013.
Что касается структуры капитала и обязательств, то в классических учебниках, да и на практике, считается, что компания имеет наиболее устойчивое финансовое состояние, когда доля собственных средств в валюте баланса составляет 50% и более. С точки зрения банков или кредиторов такая структура является благоприятной, потому что считается, что собственники готовы рисковать капиталом наравне с кредиторами. С точки зрения собственников организации наличие преобладающей доли собственного капитала в обязательствах обеспечивает большую независимость от кредиторов и сохранения большего контроля над компанией.
Также наиболее благоприятной считается ситуация, когда долгосрочные источники (капитал и долгосрочные обязательства) составляют большую долю, чем краткосрочные. Это опять же объясняется с точки зрения относительно меньших рисков, как для кредиторов, так и для собственников. Например, в случае наступления кризисной ситуации, когда продажи падают и ваш денежный поток снижается, вам не нужно будет в ближайшей перспективе расплачиваться крупными суммами с кредиторами, а платежи будут растянуты меньшими суммами на более длительный срок.
У нашего магазина доля собственных средств составляет 61% по состоянию на 31.01.2013, что говорит о финансовой устойчивости нашей компании, кроме того, за месяц нам удалось повысить финансовую устойчивость, т.к. на конец прошлого месяца доля собственных средств составляла 60%. Это удалось сделать благодаря получению чистой прибыли. Долгосрочные источники составляют в сумме 87% в активах, что характеризует компанию как устойчивую в долгосрочной перспективе.
3. Оценим структуру отчета о финансовых результатах (ОПиУ) за январь 2013 года.
Наш магазинчик работает всего 1 месяц, поэтому динамику оценить не получится, потому что ее попросту нет. Давайте попробуем оценить структуру. По поводу структуры самое полезное, что можно сказать, это то, что рентабельность чистой прибыли составила 5%, где рентабельность это и есть соотношение чистой прибыли и выручки. Надо сказать, что этот показатель весьма неплох, т.к. у большинства розничных магазинов рентабельность чистой прибыли как раз в среднем и составляет около 5%. Так, например, рентабельность чистой прибыли самой эффективной розничной сети Магнит, составила 5,6% за 2012 год.[1]
Вот мы с вами и сделали часть анализа, которая включает вертикальный и горизонтальный анализ. В следующем уроке мы продолжим анализировать компанию уже с точки зрения соотношения определенных активов и пассивов, а также их соотношения с финансовыми результатами из отчета о прибылях и убытках.
[1] По данным финансовой отчетности опубликованной на официальном сайте компании.